Мониторинг реализации мероприятий проекта.
В апреле 2021 года на базе ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края создано структурное подразделение – Социальная служба «Микрореабилитационный центр». Основные направления деятельности Службы: «Выездной микрореабилитационный центр», «Домашний микрореабилитационный центр». В целевую группу вошли семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ из 13 сельских поселений Кыринского района Забайкальского края, специалисты и волонтёры:
- дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях – 60 человек;
- дети, составляющие ближайшее социальное окружение и принимающие непосредственное участие в мероприятиях проекта – 136 человек;
- родители (законные представители), участвующие в мероприятиях проекта – 40 человек;
- волонтеры, оказывающие практическую помощь в решении задач проекта – 10 человек;
- специалисты, непосредственно работающие с детьми целевой группы, принимающие участие в мероприятиях проекта по внедрению новых методик и технологий — 20 человек.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья предоставилась возможность пройти комплексное диагностическое обследование специалистов (логопеда-дефектолога, педагога-психолога, невролога) в своем населенном пункте. Для первичной диагностики специалисты осуществили 10 выездов в 13 населённых пунктов Кыринского района. Итогами выездов стала разработка индивидуальных краткосрочных коррекционно-развивающих программ по реабилитации и абилитации, в соответствии с профилем заболевания детей и рекомендаций для каждой отдельной семьи, представленных в индивидуальных планах развития.
В рамках направления «Домашний микрореабилитационный центр» прошли обучение по программе «Школа развития» 40 родителей (законных представителя), осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В результате родители, успешно прошедшие обучение, получили представление о деятельности Социальной службы «Микрореабилитационный центр»; научились организовывать развивающую среду в домашних условиях и проводить занятия на дому с использованием развивающих игр и интерактивного оборудования.
Развивающие игры и интерактивное оборудование, семьи получают в пункте проката. Пункт проката оснащен за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и средств полученных от внебюджетной деятельности ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. Оборудование пункта проката направленно на развитие моторики, координации и точности движений, развитие когнитивных функций, развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоционального состояния.
Специалистами рабочей группы проекта проведено 27 выездных мастер-классов по использованию развивающих игр и интерактивного оборудования в домашних условиях, для родителей 13 сельских поселений Кыринского района.
По всем возникающим вопросам родители получали 46 консультаций специалистов, в том числе по:
- социально-медицинским вопросам – 23;
- социально-правовым – 12;
- социально-психологическим – 11.
Проведено 98 индивидуальных коррекционно-развивающих занятия для детей целевой группы, в том числе:
- социально-педагогических – 26;
- социально-психологических – 72.
Участниками междисциплинарной бригады проведено 47 групповых коррекционно-развивающих занятий:
- педагогом дополнительного образования – 12;
- инструктором по физической культуре – 10;
- социальным педагогом – 14;
- педагогом-психологом – 11.
Проведено 30 совместных с родителями и детьми занятий на базе ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края.
Родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проводились развивающие занятия, согласно индивидуальному плану развития ребенка, с опорой на разработанные специалистами рабочей группы проекта видео-уроки и методические рекомендации «Ребенок с особыми потребностями: как организовать реабилитацию в домашних условиях».
Для детей целевой группы организованы 8 интегрированных социально-досуговых площадок, с включением конкурсных мероприятий: «Семья и спорт», «Золотая осень», «Мамина радость», «В гостях у сказки», «Герои среди нас», «Времена года», «Самый внимательный», «Я могу». Основное назначение интегрированных площадок заключается в социализации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья.
На базе ЛОЛ «Солнышко» ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края проведены реабилитационные каникулы «Одинаково разные» для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В программу каникул вошли: мастер-классы различных направлений, спортивное мероприятие, викторина, концерт и вечерний костер. Кроме этого, обеспечено 4-х разовое питание участников мероприятия.
В результате проведенных мероприятий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья улучшились показатели уровня развития:
- Восприятия – 90%
- внимания – 84%
- памяти – 54%
- мышления – 72%
- ориентации в пространстве – 60%
- речи – 60%
- моторных навыков – 69%
- коммуникативных навыков – 87%
- эмоционального состояния – 75%
- навыков самообслуживания – 69%,
- что в среднем составило 72%.
Для родителей целевой группы проводился тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания. На занятиях участники узнали о психосоматике и ее проявлениях, о позитивных способах борьбы со стрессом, получили навыки ауторелаксации, научились контролировать свое эмоциональное состояние. Тренинговые занятия посетили 40 родителей и иных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты, непосредственно участвующие в реализации проекта повысили свой профессиональный уровень посредством дистанционного обучения на профессиональных стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на базе ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. В результате специалисты получили знания об особенностях деятельности Социальной службы «Микрореабилитационный центр», о специфике нарушений развития детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья, вызванных конкретными заболеваниями, об основах организации реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в домашних условиях. На занятиях клуба «Специалист реабилитационного центра» участники междисциплинарной бригады обменивались опытом в вопросах психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях приспособленной жилой среды.
Выпускники «Школы волонтёров» принимали участие в мероприятиях проекта: поддерживали общение с детьми-инвалидами и детьми, с ограниченными возможностями здоровья, содействовали в организации их досуга, совершали совместные прогулки.
Опыт организации Социальной службы «Микрореабилитационный центр» специалисты ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края представили на вебинаре ДФО, выступив по теме «Организация деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»: из опыта работы». В мероприятии приняли участия 109 специалистов из 35 учреждений социальной сферы, 6 субъектов Дальневосточного федерального округа (Забайкальский край, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край). Поделились опытом работы с коллегами из Забайкальского края на стратегической сессии «Перспективы реализации технологии «Микрореабилитационный центр» в Забайкальском крае».
Информация о ходе и итогах реализации проекта озвучена в радиоэфире ГТРК Чита – Радио России «Мир новых возможностей» для детей с ОВЗ: как Кыринский реабилитационный центр помогает детям и их родителям в Забайкальской глубинке».
XIII Всероссийский форум «Вместе – ради детей!»
С 21 по 23 сентября 2022 года в г. Кемерово прошел XIII Всероссийский форум «Вместе – ради детей!». Форум стал опорной площадкой обмена и распространения опыта по поддержке семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. На торжественном закрытии форума были отмечены лучшие социальные практики помощи детям и семьям с детьми по 28 номинациям. Присутствовали делегации 50 регионов и 42 муниципальных образований. В делегацию, представляющую наш регион, вошел директор ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края Светлана Васильева. На церемонии профессионального признания одним из лидеров в номинации «В кругу семьи» стал Забайкальский край, представлявший в числе других практик нашу Социальную службу «Микрореабилитационный центр», созданную в рамках проекта «Мир новых возможностей».
Стратегическая сессия «Перспективы реализации технологии «Микрореабилитационный центр» в Забайкальском крае»
Стратегическая сессия «Перспективы реализации технологии «Микрореабилитационный центр» в Забайкальском крае» состоялась в сентябре 2022 года в ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. Специалисты учреждения представили коллегам опыт своей работы по созданию Социальной службы «Микрореабилитационный центр». На сессии рассмотрено множество вопросов, как теоретического, так и практического характера. Участники сессии смогли ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением службы, оценили возможности, открывающиеся перед специалистами при использовании в работе развивающих игр и интерактивного оборудования для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретенного в рамках проекта «Мир новых возможностей». Отмечены актуальность и высокий потенциал Социальной службы «Микрореабилитационный центр» в оказании доступной и качественной помощи семьям с детьми. Перспективы реализации технологии «Микрореабилитационный центр» рассмотрены на видео-совещании Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, по итогам которого, рекомендовано внедрение данной технологии в учреждениях социального обслуживания всего края.
Презентация учебно-методического пособия для психологов, педагогов, социальных педагогов по работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
В сентябре 2022 года издано учебно-методическое пособие «Организация работы социальной службы «Микрореабилитационный центр». Пособие предназначено специалистам учреждений социального обслуживания, сферы образования, организовывающим работу Социальной службы «Микрореабилитационный центр». Специалисты познакомятся с механизмом организации службы, со списком основных нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность. Рассмотрят организацию Социальной службы «Микрореабилитационный центр» на примере ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края.
Видеотека
Специалистами Социальной службы микрореабилитационный центр Мир Новых возможностей создана видеотека. В видеотеки собраны занятия с подробными инструкциями по использованию развивающих игр и интерактивного оборудования. Подробные инструкции позволяют проводить занятия не только родителям, но и детям ближайшего окружения особых детей. Для удобного использования занятия распространяются на флэш-носителях.
Физическое развитие
Физкультура и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Чем раньше начать заниматься физкультурой, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья ребенка и особенно когда у ребенка есть проблемы со здоровьем. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на организм. Занятия физкультурой очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы.
Физические упражнения способствуют:
- выработки навыков правильной осанки;
- укреплению и оздоровлению всего организма, тренировки дыхательной системы, сердца;
- расслаблению и растяжению перенапряженных мышц;
- тренировки ослабленных мышц;
- удовлетворению физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.
В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.
Арт-терапия на занятиях с детьми
Рисование самый первый, простой и доступный творческий процесс, которым с огромным желанием любит заниматься каждый ребенок. Занятия рисованием развивают: внимание, мелкую моторику, память, речевой аппарат, благоприятно воздействует на психику ребенка. Этот процесс очень важен и нужен для развития интеллекта детей.
Развивающая среда
Развитию ребёнка способствует правильно организованное пространство. Чтобы получить такое пространство, по мнению М. Монтессори (итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя), необходимо учесть следующие моменты:
- Безопасность пространства. Следует обезопасить домашнее пространство, иначе ребёнок не будет развиваться самостоятельным, т.к. родитель будет беспрестанно контролировать своего ребенка! Что нужно учесть: мебель, электричество, бытовая химия, доступ к лекарствам, замки и двери, газ, животные в доме, острые и мелкие предметы.
- Доступность реализации бытовых потребностей ребенка:
- гигиенические потребности – возможность помыть руки (подставка), сходить в туалет, поменять белье;
- уход за собой – одежда в доступе, в количестве, из которого ребенок в состоянии сам сделать выбор. Оборудованное место хранения и место для переодевания. Что нужно учесть: крючки, зеркало, шкафы и полки – на уровне ребенка;
- потребность в еде – оптимально – свой стол и стул, возможность взять посуду, налить воду, что-то приготовить. Участие в кухонной жизни очень востребовано и любимо в любом возрасте;
- потребность в отдыхе: зона сна – низкая кровать, чтобы ребенок мог сам вставать и ложиться, место для спокойных занятий – книги, настольные игры.
- Создание возможностей для удовлетворения потребностей в развитии. Различные материалы, с помощью которых удовлетворяются потребности ребенка, подбираются в соответствии с возрастом и интересами ребёнка. Можно сгруппировать их в зависимости от тематики. Математика – цифры, счёты, счётные палочки; музыка – барабан, погремушки, ксилофон и т.п. Они располагаются на полках на уровне доступа ребенка. Количество таких материалов не большое.
- Возможность убирать за собой. Каждый предмет в доме, которым пользуется ребенок, должен иметь свое место – чтобы было постоянство: где взять и куда убрать. По возможности – количество вещей не большое. А также следует хранить предметы в доступе ребенка, чтобы он был в состоянии справиться с уборкой сам.
- Применение на практике того, что ребенок может уже делать. Следует выстраивать понятный и постоянный алгоритм действий. Если ребенок научился что-то делать – создавать возможность для реализации этого умения. Если научился пить — то в доступе возможность самому попить.
- Доступные и постоянные презентации от родителей – как пользоваться тем или иным предметом. Проговаривать действия медленно, четко. Можно использовать картинки с инструкциями.
- Упорядоченность домашнего пространства для ребенка. Это также важно для чувства безопасности. Особому ребёнку важно осознавать, что в этом мире есть порядок и стабильность, это также важно и для проявления самостоятельности. Здесь может помочь зонирование пространства: зона сна, зона еды, зона одевания, зона гигиены, зона спокойных занятий, зона двигательной активности. Когда есть определенные границы и зонирование, ребенку легче понять и применить на практике, где что позволительно.
«Я Могу»
Мероприятие «Я могу» интегрированной социально-досуговой площадки прошло в с. Мангут. Охваченные духом соревнования ребята самоотверженно участвовали во всех конкурсах. На протяжении всей игры команды не уступали друг другу в счете. Победила дружба! Все участники награждены сладкими призами.
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии:
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”.
Реабилитационные каникулы «Одинаково разные»
28 мая 2022 года на базе ЛОЛ «Солнышко» ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края прошли долгожданные реабилитационные каникулы «Одинаково разные» для семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В программу каникул вошли: 1 день – приветственная линейка, мастер-классы различных направлений, спортивное мероприятие, викторина, концерт и вечерний костер; 2 день – обратная связь, прощальная линейка. Кроме этого, обеспечено 4-х разовое питание участников мероприятия. Яркие, красочные мероприятия, дружная компания, свежий воздух хвойного леса и прекрасное настроение, надолго останутся в памяти всех участников.
Комплексная диагностика
Комплексное диагностическое обследование специалистов (дефектолога, логопеда, педагога-психолога, невролога) в своем населенном пункте прошли дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы «Выездного микрореабилитационного центра». Родители получили консультацию специалистов.
Мастер-классы для родителей
Знания, приобретенные родителями на обучающей площадке «Школа развития» в с. Мангут, закрепили на выездных мастер-классах по использованию развивающих игр и интерактивного оборудования в домашних условиях.
Интегрированная социально-досуговая площадка «Герои среди нас»
Очередная интегрированная социально-досуговая площадка «Герои среди нас» прошла в дистанционном формате. Дети публиковали рассказы о кого они считают героями. Авторы лучших работ награждены сладкими призами.
Обучающая площадка с. Мангут
В марте 2022 года в с. Мангут работала обучающая площадка «Школа развития». Специалисты Социальной службы «Микрореабилитационный центр» продемонстрировали возможности использования развивающих игр и интерактивного оборудования для реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.
Социально-досуговая площадка «Самый внимательный»
В рамках реализации проекта «Мир новых возможностей» в СП «Билютуйское» работала интегрированная социально-досуговая площадка «Самый внимательный». Борьба за звание «Самый внимательный» развернулась не шуточная. По итогам конкурсной программы все участники награждены сладкими призами.
Клуб «Специалист реабилитационного центра»
Состоялась очередная рабочая встреча профессионального клуба «Специалист реабилитационного центра» в Социальной службе «Микрореабилитационный центр». Подведены итоги первого этапа реализации проекта «Мир новых возможностей» и озвучены задачи следующего этапа.
Советы психолога
Социально-досуговая площадка «Времена года»
В рамках реализации проекта «Мир новых возможностей» в СП «Алтанское» работала интегрированная социально-досуговая площадка «Времена года». Дети с ограниченными возможностями здоровья приняли участие в конкурсной программе, подготовленной специалистами ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. Все участники награждены сладкими призами.
Родительский клуб
В теплой дружеской атмосфере прошло заседание «Родительского клуба». Большинство родителей отмечали прогресс в собственном развитии в роли реабилитологов. Участники обсудили возникающие проблемы, выслушали советы специалистов, пожелали друг другу дальнейших успехов.
Вебинар ДФО «Организация деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»
Результаты реализации проекта за 2021 г.
В апреле 2021 года на базе ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» создано структурное подразделение – Социальная служба «Микрореабилитационный центр». Основные направления деятельности Службы: «Выездной микрореабилитационный центр», «Домашний микрореабилитационый центр». В целевую группу в 2021 году вошли семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ из 6 сельских поселений Кыринского района Забайкальского края, специалисты и волонтёры:
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях – 33 человека.
Дети, составляющие ближайшее социальное окружение и принимающие непосредственное участие в мероприятиях проекта – 76 человек.
Родители (законные представители), участвующие в мероприятиях проекта – 31 человек.
Волонтеры, оказывающие практическую помощь в решении задач проекта – 10 человек.
Специалисты, непосредственно работающие с детьми целевой группы, принимающие участие в мероприятиях проекта по внедрению новых методик и технологий — 20 человек.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья предоставилась возможность пройти комплексное диагностическое обследование специалистов (логопеда-дефектолога, педагога-психолога, невролога) в своем населенном пункте. Для первичной диагностики специалисты осуществили 5 выездов в 6 населённых пунктов Кыринского района. Итогом выезда стала разработка индивидуальных краткосрочных коррекционно-развивающих программ по реабилитации и абилитации, в соответствии с профилем заболевания детей и рекомендаций для каждой отдельной семьи, представленных в индивидуальных планах развития.
В рамках направления «Домашний микрореабилитационный центр» прошли обучение по программе «Школа развития» 23 родителя (законных представителя), осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В результате родители, успешно прошедшие обучение, получили представление о деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»; научились организовывать развивающую среду в домашних условиях и проводить занятия на дому с использованием развивающих игр и интерактивного оборудования.
Развивающие игры и интерактивное оборудование, семьи получают в пункте проката. Пункт проката оснащен за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и средств полученных от внебюджетной деятельности ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. Оборудование пункта проката направленно на развитие моторики, координации и точности движений развитие когнитивных функций, развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоционального состояния.
Специалистами рабочей группы проекта проведено 27 выездных мастер-классов по использованию развивающих игр и интерактивного оборудования в домашних условиях, для родителей 6 сельских поселений Кыринского района.
По всем возникающим вопросам родители получали 23 консультации специалистов, в том числе по:
- социально-медицинским вопросам – 10;
- социально-правовым – 8;
- социально-психологическим – 5.
Проведено 64 индивидуальных коррекционно-развивающих занятия для детей целевой группы, в том числе:
- социально-педагогических – 9;
- социально-психологических – 55.
Участниками междисциплинарной бригады проведено 25 групповых коррекционно-развивающих занятий:
- педагогом дополнительного образования – 7;
- инструктором по физической культуре – 8;
- социальным педагогом – 8;
- педагогом-психологом – 2.
Проведено 5 совместных с родителями и детьми занятий на базе ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края.
Родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проводились развивающие занятия согласно индивидуальному плану развития ребенка, с опорой на разработанные специалистами рабочей группы проекта видео-уроки и методические рекомендации «Ребенок с особыми потребностями: как организовать реабилитацию в домашних условиях».
Для детей целевой группы организованы 4 интегрированных социально-досуговых площадки, с включением конкурсных мероприятий: «Семья и спорт», «Золотая осень», «Мамина радость», «В гостях у сказки». Основное назначение интегрированных площадок заключается в социализации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведенных мероприятий у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья улучшились показатели уровня развития:
Восприятия – 90%
внимания – 84%
памяти – 54%
мышления – 72%
ориентации в пространстве – 60%
речи – 60%
моторных навыков – 69%
коммуникативных навыков – 87%
эмоционального состояния – 75%
навыков самообслуживания – 69%,
что в среднем составило 72%.
Для родителей целевой группы проводится тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания. На занятиях участники узнали о психосоматике и ее проявлениях, о позитивных способах борьбы со стрессом, получили навыки ауторелаксации, научились контролировать свое эмоциональное состояние. Тренинговые занятия посетили 28 родителей и иных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты, непосредственно участвующие в реализации проекта повысили свой профессиональный уровень посредством дистанционного обучения на профессиональных стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на базе ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. В результате специалисты получили знания об особенностях деятельности Социальной службы «Микрореабилитационный центр», о специфике нарушений развития детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья, вызванных конкретными заболевания, об основах организации реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в домашних условиях. На занятиях клуба «Специалист реабилитационного центра» участники междисциплинарной бригады обмениваются опытом в вопросах психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях приспособленной жилой среды.
Выпускники «Школа волонтёров» принимают участие в мероприятиях проекта: поддерживают общение с детьми-инвалидами и детьми, с ограниченными возможностями здоровья, содействуют в организации их досуга, совершают совместные прогулки.
Опыт организации Социальной службы «Микрореабилитационный центр» специалисты ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края представили на вебинаре ДФО, выступив по теме «Организация деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»: из опыта работы». В мероприятии приняли участия 109 специалистов из 35 учреждений социальной сферы, 6 субъектов Дальневосточного федерального округа (Забайкальский край, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край). Информация о ходе реализации проекта озвучена в радиоэфире ГТРК Чита – Радио России «Мир новых возможностей» для детей с ОВЗ: как Кыринский реабилитационный центр помогает детям и их родителям в Забайкальской глубинке».
Презентация информационно-методических материалов для родителей (законных представителей)
В рамках проекта «Мир новых возможностей», реализуемого ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в декабре 2021 года изданы методические рекомендации для родителей «Ребенок с особыми потребностями: как организовать реабилитацию в домашних условиях».
Данные методические рекомендации разработаны специалистами учреждения с целью оказания помощи родителям детей с особыми потребностями в организации реабилитации в домашних условиях. Родители познакомятся с видами реабилитации, способами организации реабилитационного пространства на дому, принципами продуктивного взаимодействия с ребёнком, овладеют навыками проведения реабилитационных занятий. Выполнение упражнений, приведённых в пособии, способствует развитию крупной и мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, навыков общения и самообслуживания детей с особыми потребностями.
Советы дефектолога
Советы дефектолога родителям
Необходимо:
Принимать ребёнка таким, каков он есть, выражать ему доброе отношение, сообщая ему об этом взглядом, ласковым прикосновением, словами;
Показывать ребёнку, что родители его понимают, готовы помочь ему организовать работу, подсказать, как сделать лучше и т.д.;
Формировать у сына /дочери/ самоценность: начинать с повышения самооценки ребёнка через организацию той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше;
Изучать интересы и способности ребёнка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду, что у него всё получится;
Видеть в ребёнке достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нём личность;
Не позволять себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка. Плохое полезно забывать сразу, акцентируя внимание на хорошем. В поведении детей подчёркиваются не плохие, а хорошие стороны, отмечаются успехи, активно поддерживаются желание стать лучше;
Воспитывать детей на положительном, вовлекать в полезную деятельность, разговаривать с ними уважительно, следить за речью;
Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне;
Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи;
Будьте одновременно тверды и добры;
Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху;
Поддерживайте ребёнка. Взрослый может поддержать ребёнка, признавая его усилия и вклад, ровно как достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха;
Демонстрируйте взаимное уважение, уверенность в ребёнке и уважение к нему как к личности.
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
— что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? — растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка…
4. «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Развитие мелкой моторики
· Собирать, перебирать ягоды;
· Полоть грядки;
· Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым песком;
· Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
· Бросать и ловить летающие тарелочки.
· Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
· Перебирать крупы;
· Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
· Вышивать (крупным крестиком);
· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.
Вебинар ДФО «Организация деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»
9 декабря состоялся вебинар ДФО по теме «Организация деятельности социальной службы «Микрореабилитационный центр»: из опыта работы». В мероприятии приняли участия 109 специалистов из 35 учреждений социальной сферы, 6 субъектов Дальневосточного федерального округа (Забайкальский край, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край)
Опыт работы социальной службы «Микрореабилитационный центр» представили специалисты ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края. Рассказали о проведенных мероприятиях, возникающих трудностями и промежуточных результатах. Своим примером выступающие вдохновили участников вебинара, на создание подобной службы в своем центре.
Обучающая площадка СП «Михайло-Павловское»
В декабре 2021 года в с. Михайло-Павловск работала обучающая площадка для родителей (законных представителей), воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа развития». Обучение запланировано в рамках проекта «Мир новых возможностей», реализуемого при содействии «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Специалисты ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края ознакомили родителей с приёмами развивающего взаимодействия с ребенком с использованием игр и интерактивного оборудования в домашних условиях.
Интегрированная социально-досуговая площадка «В гостях у сказки»
В рамках проекта «Мир новых возможностей» 3 декабря педагогами ГУСО КСРЦ «Перекресток» проведена интегрированная социально-досуговая площадка «В гостях у сказки», приуроченная к Дню инвалида. Сказочные герои дистанционно (через мессенджеры viber и watsap) поздравили детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная героиня — Василиса, предложила детям погостить у героев разных сказок, каждый из которых дал ребятам интересное задание: нарисовать волшебную картинку воском, придумать ребус и др. Путешествие получилось интересным и увлекательным. Дети и взрослые получили массу положительных эмоций.
Организация работы профессионального клуба «Специалист реабилитационного центра»
В рамках проекта «Мир новых возможностей», реализуемого за счёт средств гранта «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» на базе ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края в ноябре 2021 года создан профессиональный Клуб «Специалист реабилитационного цента» для межведомственной команды специалистов. В рамках работы профессионального клуба проводятся лекции, мастер-классы, практические занятия по обмену опытом в вопросах психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, в условиях приспособленной жилой среды.
Тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания с. Хапчеранга
Педагоги реабилитационного центра провели тренинг по профилактике и коррекции эмоционального выгорания с родителями целевой группы проекта «Мир новых возможностей», проживающими в с. Хапчеранга. В самом начале занятия, скептически настроенные родители не верили, что с помощью простых упражнений можно избавиться от тревоги, снять эмоциональное напряжение и даже улучшить самочувствие. По мере погружения в тренинг, недоверие сменилось удивлением, а затем спокойствием и уверенностью в своих силах. По окончании тренинга, многие родители признавались, что они и не предполагали получить такой заряд бодрости и позитива
Интегрированная социально-досуговая площадка «Мамина радость»
В рамках реализации проекта «Мир новых возможностей», 26 ноября 2021 года, в СП «Кыринское», работала интегрированная социально-досуговая площадка «Мамина радость». Для семей целевой группы проведено совместное творческо-развивающее занятие, приуроченное ко Дню матери. Организована фотозона «С благодарностью за мир подаренный однажды». Атмосфера на площадке получилась поистине праздничной!
Курсы повышения квалификации
На курсах рассматривались следующие вопросы:
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие процесс реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
2. Алгоритм действия специалистов социальной службы «Микрореабилитационный центр».
3. Основные направления работы социальной службы «Микрореабилитационный центр».
4. Документальное обеспечение процесса реализации проекта.
5. Основы развивающего ухода и организации предметно-развивающей среды на дому.
В результате проведённого мероприятия 7 специалистов, участвующих в реализации проекта повысили профессиональные компетенции и по окончании курсов получили свидетельства о повышении квалификации.
В целях профилактики распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) при проведении курсов соблюдались санитарно-эпидемиологические требования: масочный режим, обработка рук кожным антисептиком, проветривание и дезинфекция помещения.
Пункт проката
Развивающие игры и интерактивное оборудование, выдаваемые в пункте проката обеспечивают доступность и непрерывность реабилитационных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащение пункта проката осуществляется:
· за счет средств гранта, поступивших в ГУСО КСРЦ «Перекресток» Забайкальского края от «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» на реализацию проекта Микрореабилитационный центр «Мир новых возможностей»;
· за счет средств бюджета Забайкальского края.
Для получения социальных услуг проката клиент (законный представитель) предоставляет в учреждение документы:
· заявление о предоставлении социальных услуг проката;
· документ, удостоверяющий личность клиента (законного представителя) (паспорт);
· справка МСЭ (при наличии инвалидности).
Социальные услуги проката предоставляются клиенту (законному представителю) на основании договора о предоставлении социальных услуг проката, заключенного между директором учреждения и клиентом (родителем или законным представителем).
Школа развития
Целью обучающих площадок «Школа развития» является — обучение родителей (законных представителей) и иных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, и детьми с ограниченными возможностями здоровья, использованию реабилитационного оборудования и повышение их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей на дому.
В рамках обучающей площадки прошла презентация нового оборудования, приобретённого за счёт средств гранта «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Специалисты ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края ознакомили родителей с приёмами развивающего взаимодействия с ребенком с использованием игр и интерактивного оборудования в домашних условиях.
Интегрированная социально-досуговая площадка «Семья и спорт»
Основное назначение интегрированных площадок заключается в социализации детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья. На свежем воздухе дети могут играть, веселиться и общаться со своими друзьями.
На площадку ребята пришли не одни, а с членами своих семей: кто-то с мамой, кто-то с сестрёнкой или старшим братом, и все они стали участниками спортивной эстафеты «Семья и спорт». Командный дух спортивных состязаний способствовал быстрому знакомству и сплочению участников мероприятия, а разнообразные и интересные задания, пробуждали задор, азарт и создавали атмосферу веселья. Все участники получили заряд положительных эмоций и хорошего настроения, тем более, что соревнования закончились со счётом «10:10», победила «Дружба»! По окончании мероприятия, каждой семье были вручены памятные медали и призы.
Школа волонтёров
Владислав Лоранц
«Школа волонтёров» создана при ГУСО КСРЦ «Перекрёсток» Забайкальского края в рамках проекта «Мир новых возможностей». «Школа волонтеров» – это ряд мастер-классов и тренингов, направленных на подготовку несовершеннолетних к волонтерской деятельности, направленной на оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития, и детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Какую помощь будут оказывать волонтёры?
· содействие в организации досуга;
· общение в очном и дистанционном формате;
· содействие в освоении развивающих игр и интерактивного оборудования;
· совместные прогулки.
В настоящее время обучение в «Школе волонтёров» прошли 10 человек.
Все они готовы помогать! Ребята общительны, открыты новому опыту и в их груди стучат тёплые добрые сердечки!
Видео-уроки
Выездные мастер-классы
Санаторно-курортное лечение
За период реализации проекта санаторно-курортное оздоровление получили 9 детей-инвалидов и 4 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проживающие на территории Кыринского района.
Родительский клуб
Родительский клуб проекта «Мир новых возможностей» – это общение, доверие, эмоциональная поддержка, обмен опытом. Именно для этого организуется взаимодействие родителей, воспитывающих детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в очной и дистанционной форме. Такая форма взаимодействия позволяет совместно преодолевать возникающие трудности, консультироваться со специалистами, а главное позволяет родителям осознать то, что есть люди готовые оказать поддержку и помочь.
Обучение на стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В связи с эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением COVID-19, курсы повышения квалификации прошли в дистанционном формате. Организаторы стажировочных площадок предоставили обучающий материал в виде конспектов, дидактичесих материалов, видео-роликов. Во время «Часа с куратором» обучающиеся завали вопросы, обменивались мнениями. По окончании курсов повышения квалификации специалисты ГУСО КСРЦ «Перекресток» получили сертификаты.
Логопедическая гимнастика
Важной составляющей каждого занятия является развитие органов речевого аппарата, которое необходимо для формирования правильного звукопроизношения. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения.
Школа развития
В сентябре 2021 года родители (законные представители), проживающие в с. Хапчеранга Кыринского района и воспитывающие детей-инвалидов, в том числе с множественными нарушениями развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья прошли обучение в «Школе развития». Обучение запланировано в рамках проекта «Мир новых возможностей», реализуемого при содействии «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В обучении приняли участие 5 родителей. Они приобрели навыки использования реабилитационного оборудования и создания развивающей среды для особых детей в домашних условиях. Необходимые развивающие игры и интерактивное оборудование семьи могут получить в Пункте проката, организованном в с. Хапчеранга.
- Комплексный план реализации мероприятий проhttp://perekrestok.zabguso.ru/комплексный-план-реализации-меропри-3/екта
- Мир новых возможностейhttp://perekrestok.zabguso.ru/мир-новых-возможностей-2/